www.initeh.ru

главная
контакты

 

Паскаль
1623—1662

«Мысли г. Паскаля о религии и о некоторых других предметах»

Маргарита Перье, племянница Блеза Паскаля / www.initeh.ru В самый ответственный момент борьбы против ордена иезуитов, когда Пор-Роялю грозили репрессии со стороны иезуитов и двора, в монастыре произошло так называемое «чудо святого терния», временно спасшее Пор-Рояль от гибели. Дочь Жильберты Маргарита, учившаяся с января 1654 г. в школе при монастыре, в течение трех с половиной лет страдала от гнойной фистулы в углу левого глаза. Были испробованы различные способы лечения, которые не принесли успеха, а опухоль все разрасталась. Возникли подозрения в том, что опухоль злокачественна. Родные были в отчаянии, боясь потерять девочку. И вдруг... 24 марта 1656 г. из Пор-Рояля разнеслась весть о чудесном исцелении ребенка в результате прикосновения к многолетней ране металлической колючкой (якобы с тернового венца Иисуса Христа), хранившейся в монастыре как бесценная реликвия. Жаклина написала стихи «О чуде святого терния», в которых говорила, что колючку прикладывали к ране шесть дней, пока больной не стало заметно лучше. Чудо было засвидетельствовано многими людьми, а Паскаль 8 июня 1656 г. давал о нем показания перед специальной следственной комиссией. Документ об этом, подписанный Паскалем, был найден Ж. Менаром в библиотеке Мазарини в 1952 г. Существует версия, что в глаз ребенка попал кончик иглы, а «священная» колючка была магнитом, который и вытянул ее из раны.

Напротив, даже враги Пор-Рояля — иезуиты — были вынуждены признать, что Сам Бог покровительствует мятежному монастырю, до поры до времени. И правда, после случившегося нападки на Пор-Рояль заметно смягчились, его обитатели вернулись в свое пристанище, а в янсенистских школах возобновились занятия. Более того, Пор-Рояль стал еще популярнее, и к его воротам устремились толпы людей.

«Чудо святого терния» произвело неизгладимое впечатление на Паскаля - крестного отца исцелившейся девочки, и усилило его религиозное рвение. Он даже изменил свою печать, изобразив на ней небо и терновый венец со словами апостола Павла: «Scio cui credidi (Знаю, Кому поверил)».

Блез продолжил серию «Писем к провинциалу». Вскоре он создал ряд богословских произведений: четыре «Сочинения о благодати», «Краткое описание жизни Иисуса Христа» и др.

Титульный лист первого издания «Мыслей» Блеза Паскаля / www.initeh.ru Он задумал написать «Апологию христианской религии», первый набросок которой представил друзьям из Пор-Рояля осенью 1658 г. Он работал над ней до конца своей жизни, так и не успев завершить свой труд, который остался в виде записей (названных при издании фрагментами) на отдельных листах бумаги, лишь частично им классифицированных по темам и в соответствии с замыслом «Апологии...». Множество других фрагментов не имело прямого к ней отношения и касалось, в общем, философских воззрений Паскаля: о природе, человеке, познании, различных направлениях в философии и др. Эти записи выборочно были впервые опубликованы Пор-Роялем в 1669 г. под названием «Мысли г. Паскаля о религии и о некоторых других предметах». С этого момента начинаются издательские «мытарства» основного философского труда Паскаля, в который по произволу издателей включали разное число фрагментов, нередко тенденциозно искаженных. Поэтому почти 200 лет (до изданий П. Фожера в 1844 г. и Э. Авэ в 1852 г.) читающая публика не вполне знала подлинного Паскаля-философа. 100 лет понадобилось для того, чтобы полностью восстановить и издать аутентичный текст «Мыслей» Паскаля, который ныне включает свыше 1000 фрагментов. Классическим современным изданием считается издание Л. Лафюма в 3-х томах. На русском языке есть несколько переводов «Мыслей»: И. Бутовского, П. Первова, С. Долгова, И. Линецкой. [an error occurred while processing this directive]

предыдущая / главная /  следующая страница

© Все права сохранены. Initeh.ru