www.initeh.ru

главная
контакты

 

Паскаль
1623—1662

«Письма к провинциалу» (1656-1657)

Начало первого письма из «Писем к провинциалу» / www.initeh.ru С января 1656 г. Паскаль активно включается в борьбу янсенистов Пор-Рояля с иезуитами, в связи с чем им (якобы от имени Louis de Montalte — Людовика де Монтальта) были написаны знаменитые «Письма к провинциалу»«бессмертный образец для памфлетистов» (О. Бальзак), — составившие целую эпоху в истории французской литературы и породившие общественное движение против ордена иезуитов.

Один из монахов Пор-Рояля 21 января 1656 года записал в своем дневнике: «Сегодня начали печатать письмо на восьми страницах ин-кварто, адресованное провинциалу. Некоторые приписывают эту вещь, которой очень интересуются, г-ну Арно, однако большинство считает автором, что наиболее вероятно, г-на Паскаля, который является его другом и находится при нем все последние дни». Письмо набиралось в тайне, безо всякого на то разрешения и при печатании получает заглавие, не принадлежащее Блезу: «Письмо к провинциалу одного из его друзей по поводу прений, происходящих сейчас в Сорбонне» (оно увидело свет 23 января без имени автора).

«Письмо к провинциалу» начинается словами: «Милостивый государь, я только вчера убедился в своей ошибке, а до тех пор я думал, что предмет прений в Сорбонне очень важен и может иметь многозначительные последствия для религии. Сколько заседаний такого знаменитого общества, как богословский факультет в Париже... А между тем вы изумитесь, когда из моего рассказа узнаете, к чему сводится весь шум; я изложу это в нескольких словах на основании обстоятельного изучения дела».

Через посредство «друга-провинциала» Паскаль переносит обсуждение теологических проблем в широкие слои общества. В своем письме Паскаль показывает, что разбираемые на богословском факультете Сорбонны вопросы также превратились в пустые словесные препирательства.

Публикация «Письма к провинциалу» произвела взрывное действие. Сразу же на следующий день после выхода письма в знак протеста против незаконных приемов богословского факультета Сорбонну покинули 60 докторов, а 26 января сам Арно в нотариальном акте протеста заявил, что не признает заседаний законными, так как ему не дали возможности выступить в свою защиту. Несмотря на это, 29 января Арно был исключен из списков докторов Сорбонны.

Паскаль продолжил писать, вскоре появилось второе письмо, затем «Ответ провинциала на два первых письма друга», сочиненный самим же Паскалем.

Третье письмо он дерзко подписывает таинственной аббревиатурой «Е. А. А. В. P. A. F. Д. Е. Р.», которая в полном виде звучит так: et ancien ami, Blaise, Pascal, Auvergnat, fils d'Etienne Pascal, что в переводе читается как «и давнишний друг, Блез Паскаль, овернец, сын Этьена Паскаля». При дворе письма вызвали сильное негодование, полиция вела тщательные поиски, типографии обыскивались, их наборщиков арестовывали и допрашивали, но автора писем так и не обнаружили, а письма продолжали распространяются по всей Франции.

25 февраля вышло пятое письмо, в котором наметился переход от общих богословских вопросов к критике моральной теологии иезуитов. В пятом письме, датированном 20 марта 1656 года, Паскаль отступает от полузащитительных интонаций первых писем и переходит к прямой атаке морали иезуитов, основанной на казуистике. Каждое новое письмо анонимного смельчака было еще более дерзким, методично раскрывало основания «морали» иезуитов и вытекающие из них следствия. Успех писем в широких слоях общества способствовало постоянному увеличению тиража, который достиг огромной по этому времени цифры (6-10 тысяч). В монастыре Пор-Рояль полиция произвела обыск, но ничего подозрительного там не было обнаружено. Тем не менее над монастырем сгущаюлись тучи: янсенистские школы закрыли, а через три дня после выхода пятого письма отшельники вынуждены покинуть загородный Пор-Рояль; угрозы нависают над духовниками и самими монахинями (их предполагали рассеять по другим монастырям).

После «чуда святого терния» Паскаль написал шестое письмо (10 апреля 1654 г.), в котором пытается разъяснять разногласия между церковными установлениями и сентенциями казуистов, для этого обращает внимание на правильное истолковывание терминов.

Следующие шесть писем, которые выходят с 18 августа по 4 декабря 1656 года, представляют уже прямой авторский монолог, ниспровергающий несправедливые обвинения иезуитов и осуждающий их клеветнические приемы.

Семнадцатое и восемнадцатое письма, датированные соответственно 23 января и 24 марта 1657 года, Паскаль адресовал уже не всему ордену, а его влиятельнейшему представителю — отцу Анна.

В 1657 году разрозненные письма были собраны в сборник, изданный в Кёльне под псевдонимом Луи де Монтальта (более полутора веков они выходили под этим псевдонимом). Фамилия, вероятно, была выбрана не случайно, так как в ней содержатся различные фонетические, морфологические и смысловые намеки на фамилию родственников по материнской линии, на родной город Клермон, на «высокую гору» Пюи-де-Дом. В 1658 году под псевдонимом Гийома де Вендрока Николь перевел книгу Паскаля на латинский язык и снабдил ее обширными комментариями. В 1659 году вышло последнее прижизненное издание «Писем к провинциалу, или Писем Луи де Монтальта к другу в провинцию и к отцам иезуитам о морали и политике этих отцов». В этом же году стало более или менее широко известно имя настоящего автора. Таллеман де Рео писал, что долгое время сочинитель оставался неизвестным и что он сам никогда бы не заподозрил Паскаля, считая несовместимыми математику и изящную словесность.

В сентябре 1657 г. иезуиты добились осуждения «Писем...» папой Александром VII и включения их в Индекс запрещенных книг. 14 октября 1660 г. Государственный совет вынес приговор, осуждавший «Письма...» на публичное сожжение рукою палача. Экзекуция была приведена в исполнение по всем правилам аутодафе для книг. [an error occurred while processing this directive]

предыдущая / главная /  следующая страница

© Все права сохранены. Initeh.ru