| ||||||
Николай Иванович Лобачевский
Организаторская деятельность профессора Юность Лобачевского кончилась. Начался период полного раскрытия богатой и многообразной личности на всех путях взаимодействия с окружавшим ее миром: началось научное творчество, исключительное по его отвлеченной математической силе, началась и быстро развивалась его изумительно многосторонняя, исполненная неуемной энергии и страстного увлечения работа профессора — вскоре во всех отношениях первого профессора Казанского университета, началось его горячее участие во всех сторонах работы, организации и строительства университета, перешедшее затем в двадцатилетнее полное и единоличное руководство всей университетской жизнью. Как уже сказано, Лобачевский с 1816 года — профессор Казанского университета; через два года начинается и его административно-организационная деятельность, различные формы которой сопутствуют ему далее в течение трех десятилетий его жизни: в августе 1818 года Лобачевский назначается членом Училищного комитета. В эти годы над Казанским университетом да и над всем вообще российским просвещением собирались темные тучи; реакционные тенденции последнего десятилетия царствования Александра I с каждым годом углублялись, становились все более гнетущими. Наступавшая эпоха в истории русской культуры известна под названием «эпохи Магницкого», по имени знаменитого своим мракобесием попечителя Казанского учебного округа. Казань делается, таким образом, центром и рассадником самой мрачной реакции, захватывающей все области культурной жизни. Тем большие трудности выпали на долю Лобачевского, который именно в ту пору должен быть делать свои первые шаги на поприще организационной деятельности в области университетского образования. Между тем, как мы сейчас увидим, работа его на этом поприщe быстрыми шагами развивалась: в декабре 1819 года Лобачевский вместе с профессором Вердерамо получает поручение привести в порядок университетскую библиотеку, находившуюся в крайне запущенном состоянии. Через месяц, в январе 1820 года, с уходом Вердерамо из университета, вся эта работа целиком ложится на плечи Лобачевского. Как и во всякой, взятой на себя работе, Лобачевский отнесся к своим тяжелым и утомительным библиотечным обязанностям с самоотверженной добросовестностью, тратя на их исполнение массу времени и сил. Тем не менее обстановка была такова, что в июне 1821 года он, «обманутый надеждой привести библиотеку в новый порядок», просит об освобождении его от работы в библиотеке. В конце 1820 года на Лобачевского ложатся еще более ответственные обязанности: 19 ноября он избирается деканом физико-математического факультета. Однако и эта его деятельность заканчивается летом 1821 года, приблизительно одновременно с библиотечной деятельностью. Профессорская деятельность Лобачевского в эти годы получила существенно новое содержание: ему поручают кафедры физики и астрономии. В связи с этим Лобачевский два учебных года (1819/1820 и 1820/1821) математические курсы не читает, отдавая себя всецело преподаванию физики и астрономии. Между прочим, Лобачевский и в дальнейшем не отказывается от преподавания физики и механики, продолжая интересоваться также астрономией и метеорологией. Преподавание математики было возобновлено Лобачевским в 1821/1822 учебном году. Однако еще годом раньше, весною 1822 года, на Лобачевского налагаются новые, сложные и утомительные обязанности, не имеющие никакого отношения к его научной деятельности: образуется строительный комитет по постройке новых и приведению в порядок старых университетских зданий, членом которого избирается Лобачевский. Как всегда, Лобачевский отнесся к своим новым обязанностям не только с добросовестностью и серьезностью, но и с огромным увлечением. Через три года, в 1825 году, Лобачевский — уже председатель строительного комитета. Специально изучив как инженерную технику строительного дела, так и собственно архитектуру, Лобачевский становится в значительной мере руководителем строительных работ и в техническом, и в художественном отношении. Многие наиболее удачные по архитектуре здания на территории Казанского университета являются осуществлением строительных замыслов Лобачевского. Таковы — анатомический театр, библиотека, астрономическая обсерватория. По материалам книги |
||||||
© Все права сохранены. Initeh.ru |